Приложение к решению
Орского городского Совета депутатов
от «01» апреля 2009 г. №49-832
Отчет о работе контрольно – счетной палаты города Орска подготовлен и представлен в соответствии со статьей 32 Устава города Орска и пунктом 20.1. Положения «О контрольно – счетной палате города Орска».
В 2008 году контрольно – счетная палата города Орска осуществляла свою деятельность в соответствии с задачами определенными Бюджетным Кодексом РФ, Положением «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орске», Положением «О контрольно – счетной палате города Орска» и планом работы контрольно - счетной палаты города Орска на 2008 год.
План работы контрольно – счетной палаты рассмотрен и утвержден решением Орским городским Советом депутатов от 24.12.2007г. №31-502/499. Решением от 06.10.2008г. № 41-688 Орским городским Советом депутатов внесены изменения в план работы и принят в новой редакции.
Работа контрольно – счетной палаты состоит из основных мероприятий:
1. Контрольно – ревизионные.
2. Экспертно – аналитические.
3. Организационно – методические.
4. Информационные.
5. Кадровые и материально – технические.
6. Прочие.
Выполняя свои обязанности и определенные задачи контрольно – счетная палата города Орска придерживалась основных принципов ее деятельности – гласного и независимого контроля для обеспечения городского Совета депутатов достоверной и объективной информацией о финансовом и социально – экономическом положении муниципального образования для принятия экономически и социально обоснованных решений.
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в целях объективного рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета города Орска за 2007 год контрольно – счетной палатой проведены проверки годовой бюджетной отчетности за 2007 год у 20-ти главных распорядителей бюджетных средств и проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за 2007 год, а также экспертиза проекта решения Орского городского Совета депутатов «Об исполнении бюджета города Орска в 2007 году».
Также в целях контроля по целевому и эффективному использованию муниципальной собственности, выполнению утвержденных муниципальных целевых программ проведено 6 плановых ревизионных мероприятий, 1 внеплановая проверка по заданию председателя Орского городского Совета депутатов и 1 проверка на соблюдение исполнения представлений контрольно – счетной палаты.
Контрольно – ревизионными мероприятиями было охвачено 44 объекта (учреждения). Объем проверенных денежных средств городского бюджета составил 13 840,1 тыс. рублей. Кроме этого проверен учет и использование муниципального недвижимого имущества стоимостью 311 300,0тыс. руб. (см. приложение).
В целях своевременного определения влияния социально – экономических показателей на исполнение бюджета, проводился ежеквартальный анализ оперативных и отчетных данных по исполнению бюджета города с предоставлением информации городскому Совету депутатов.
В соответствии со статьей 102 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орске», в целях определения законности и правильности составления проекта бюджета на 2009 год и плановые периоды 2010 и 2011 годы, контрольно – счетной палатой проведена экспертиза проекта решения «О бюджете города на 2009 год и плановые периоды 2010 и 2011 годов» и подготовлено соответствующее заключение.
Не мало важной частью деятельности контрольно – счетной палаты города Орска является проведение экспертиз проектов решений Орского городского Совета депутатов, связанных с принятием финансовых и имущественных вопросов муниципалитета. Ценность контроля как одного из средств искусства управления состоит не только в том, чтобы вскрыть факты беззакония и нарушения прав, а главное в том, чтобы своевременно их предупредить, не дать им возможности проявиться. Эта работа ведется с создания контрольно – счетной палаты и каждый год совершенствуется и увеличивается. Так, по сравнению с 2007 годом проведение экспертиз проектов решений увеличилось на 33 и составило в 2008 году 110. Экспертизы проведены в 2008 году по 105 проектам решений Орского городского Совета депутатов, что составляет 39% от принятых решений Орским городским Советом депутатов (269 решений).
Результаты контрольных и экспертных мероприятий
1. В соответствии с планом работы закончена, начатая в 2007 году, проверка эффективности работы учреждений по внешкольной работе с детьми за период 2007-2008 годы. По данному вопросу проверено управление образования администрации города Орска. Проверкой отмечено не качественное планирование доходов от приносящей доход деятельности направляемой на финансирование расходов по внешкольной деятельности учреждений. Занижение при планировании и несвоевременное уточнение доходов по смете доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности повлекло не своевременное и не полное расходование средств на содержание учреждений и проведение внешкольной работы.
2. В 2008 году закончена проверка, начатая в 2007 году, по вопросу учета муниципальной собственности и контроля за использованием, а также полноты поступлений в бюджет города средств, полученных от распоряжения муниципальным имуществом в виде приватизации, продажи в 2006 году.
Проверен ответственный за учет и использование муниципального имущества – комитет по управлению имуществом города Орска (далее по тексту – Комитет).
Результаты проверки показали, что отдельные нормативные правовые акты, регламентирующие работу комитета, не соответствовали действующему федеральному законодательству и нормативно – правовым документам органов местного самоуправления. Так, к примеру, пункты 1.2. и 1.5. Положения о Комитете противоречили требованиям статьи 215 Бюджетного кодекса Российской федерации и статье 31 «Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орске». Пункты 1.1. и 2.1.2. «Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в городе Орске» не соответствовали действующему федеральному законодательству.
В нарушение пункта 2.1. и 2.2. «Положения о порядке предоставления в аренду объектов нежилого недвижимого муниципального имущества г. Орска», утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от 28.01.2004 года №388, при отсутствии соответствующего порядка комитетом не правомерно сдавались в аренду объекты нежилого недвижимого муниципального имущества целевым назначением.
Проверкой отмечено, что Единый реестр муниципальной собственности города Орска не отражает полноты и реального состояния данных по имеющейся муниципальной собственности. Установлены нарушения Комитетом пунктов 3.4.; 3.7.; 3.11.; 3.13; 4.4. Положения «О Едином реестре» муниципальной собственности города Орска» утвержденного решением Орского городского Совета депутатов» от 27.06.2001 года №68.
В частности отмечено, что не были учтены и включены в перечень недвижимого муниципального имущества, а также в Единый реестр муниципальной собственности объекты, расположенные по ул. Чкалова, 16 (МУП «Спецавтотехуправление»), объекты недвижимости МУП «Аэропорт Орск», гаражи в ОУ города Орска. Имелись случаи не внесения или не своевременного внесения изменений в Единый реестр муниципальной собственности, в связи с выбытием объектов, не указывалась форма ведения имущества.
Комитетом не обеспечен контроль своевременного предоставления муниципальными унитарными предприятиями карт Реестра с информацией о выбытии и состояния муниципальных объектов.
Установлены случаи учета в Едином реестре муниципальной собственности объектов уже выбывших. Имущество, переданное в безвозмездное пользование отмечалось как переданное в аренду муниципальными унитарными предприятиями или в оперативное управление(пр. Ленина 56, ул. Горького, 24 и т.д. по 12 объектам).
Проверкой также отмечен недостаточный контроль со стороны комитета по целевому и эффективному использованию муниципального имущества и своевременной уплаты арендной платы. За проверяемый период Комитетом проконтролировано объектов муниципальной собственности всего 7% от всех объектов находящихся в Едином реестре.
Контрольно – счетной палатой установлены случаи не обоснованного использования муниципального имущества находящегося в оперативном и хозяйственном управлении. Так, в нарушение пункта 1.4. Положения «О порядке предоставления в аренду объектов нежилого недвижимого муниципального имущества города Орска», пункта 2 статьи 295 Гражданского Кодекса РФ и пункта 2 статьи 18 ФЗ №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, без согласия собственника муниципального имущества (Администрации города Орска), объекты муниципальной собственности сдавались в аренду.
Установлены случаи использования муниципального имущества, заключения договоров аренды, без согласия или пролангации договоров аренды Комитетом.
В результате не правомерного использования муниципального имущества находящегося в оперативном управлении бюджет города не дополучил в 2007 году доходов свыше 437,0 тыс. рублей, от имущества находящегося в хозяйственном ведении в размере свыше 1114,0 тыс. рублей.
Кроме этого в нарушение пункта 2 статьи 615 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, дальнейшее использование муниципального имущества, неправомерно переданного в аренду муниципальным унитарным предприятиям в качестве передачи в субаренду также без согласия собственника имущества.
Контрольно – счетная палата указала на не принятие комитетом своевременных мер по возврату в муниципальную казну имущества, не используемого в своей хозяйственной деятельности муниципальными унитарными предприятиями находящегося у них в хозяйственном ведении в соответствии с пунктом 3.1.5. Положения «О комитете по управлению имуществом города Орска». Комитет не воспользовался правом, в соответствии с пунктом 3.1.16. Положения «О комитете по управлению имуществом города Орска» быть продавцом муниципального имущества. Не принимались меры по использованию пустующих помещений, не по всем пустующим помещениям размещались объявления в СМИ с предложениями о сдаче в аренду, сумма возможных ежегодных поступлений доходов в бюджет города от пустующих помещений составила бы 228,0 тыс. рублей.
Проверкой отмечено отсутствие контроля сохранности муниципальной собственности и финансово – экономическим состоянием муниципальных унитарных предприятий, так в 2006 и 2007 годах не выполнялись требования пункта 2.1.11 Положение «О комитете по управлению имуществом города Орска», комитетом не проводилась инвентаризация объектов в целях сохранности муниципальной собственности, а также не были проведены проверки финансово – хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Комитету также было указано на превышение полномочий и нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации при сдаче в аренду помещений принадлежащих на праве общей долевой собственности, собственникам жилых помещений и относящихся к местам общего пользования всех собственников жилья.
Указано на нарушение пункта 5.1.7. Программы приватизации муниципального имущества города Орска, в части отсутствия утвержденных итогов приватизации муниципального имущества за 2006 год.
3. В управлении образования администрации г. Орска проведена проверка по вопросу законности сдачи в аренду, полноты и своевременности возмещения затрат за коммунальные услуги от арендаторов муниципального имущества находящегося в оперативном управлении учреждений образования.
Проверкой установлено 9 случаев нарушения п. 1. ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1.4. Положения «О порядке предоставления в аренду объектов нежилого недвижимого имущества города Орска», в части сдачи в аренду имущества учреждениями образования без согласования с собственником имущества. В нарушение п. 2.3.3. договора аренды с 20 арендаторами не заключены соглашения на оплату затрат за пользование коммунальными услугами. Городским бюджетом недополучено свыше 53,0 тыс. рублей.
В нарушение статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации управлением образования, как главным администратором доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не обеспечена полная и своевременная оплата арендаторами за потребляемые коммунальные услуги, отсутствует контроль правильности ее оплаты. Также отмечен не верный порядок зачисления арендаторами в городской бюджет платы за пользование коммунальными услугами.
4. В комитете по физической культуре, спорту и туризму администрации города Орска (далее Комитет) проведена проверка целевого и эффективного использования средств городского бюджета, выделенных на проведение спортивных мероприятий в 2007 году и текущем периоде 2008 года.
Проверкой отмечено:
- В нарушение статьи 30 части 5 Устава города Орска Положение «О Комитете по физической культуре, спорту и туризму Администрации г. Орска» не утверждено решением Орского городского Совета депутатов.
- В нарушение пункта 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993г. №40 несоблюдение сроков предоставления в бухгалтерию авансовых отчетов.
- В нарушение статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», приняты к учету авансовые отчеты подотчетного лица в размере 6,8 тыс. руб. не подтвержденные оправдательными документами.
- В нарушение пунктов 2.8 и 2.9 приказа Комитета по физической культуре, спорту и туризму Администрации г. Орска № 264 от 02.11.07г. «Об изменении норм расходов на обеспечение питанием и оплату работы участникам спортивных мероприятий» установлено начисление и выплата денежных средств, превышающие утвержденный норматив в размере 770 руб.
Контрольно-счетная палата города Орска обратила внимание на низкий уровень исполнения в I полугодии 2008 года мероприятий предусмотренных муниципальными целевыми программами: «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в городе Орске на 2005-2009 годы» и «Развитие физической культуры, спорта и туризма в городе Орске на 2008-2010 годы».
5. В отделе культуры администрации города Орска проведена проверка полноты финансирования и эффективности реализации городской программы: «По обеспечению пожарной безопасности муниципальных учреждений культуры на 2005 – 2009 годы». Проверка проведена за период с 2005 года по 2007 год.
Контрольно - счетная палата города Орска отметила:
Исполнение мероприятий программы велось, не в полном объеме, утвержденном решением Орского городского Совета депутатов №455 от 27.10.04г. так:
- в 2005 году исполнено мероприятий на сумму 100 тыс. руб., или 10,7% от предусмотренных программой;
- в 2006 году мероприятия не выполнялись.
В нарушение пункта 22 Положения «О разработке, утверждении и реализации целевых программ города Орска», утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от 21.09.2006г. №14-187/186 главный распорядитель бюджетных средств Отдел культуры администрации г. Орска, не предоставил на рассмотрение городскому Совету депутатов отчет о реализации мероприятий предусмотренных целевой программой за 2006 год, а также не предоставил в определенный срок отчет о реализации программы за 2007 год. Отчет за 2007 год Отделом культуры администрации г. Орска был предоставлен без расшифровки исполнения программы по всем пунктам отраженных мероприятий в программе.
6. В комитете по делам молодежи администрации города Орска проведена проверка целевого и эффективного использования средств городского бюджета выделенных Комитету по делам молодежи Администрации города Орска на проведение мероприятий в 2008 году. Полнота финансирования и эффективности реализации городской целевой программы реализации молодежной политики «Молодежь города Орска» в 2008 году.
Проверкой отмечено некачественное планирование работы комитета, так выявлено не включение в план работы и не исполнение мероприятий, предусмотренных муниципальными целевыми программами, а также проведение мероприятий, не вошедших в утвержденный годовой план работы комитета по делам молодежи.
Кроме этого указано на низкий уровень исполнения мероприятий по муниципальным целевым программам:
- «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в городе Орске на 2007-2009 годы» исполнение составило 189,7 тыс. руб., или 78,3% от предусмотренных программой;
- «Патриотическое воспитание граждан г. Орска на 2008-2010 годы», исполнение мероприятий отсутствует;
- «Молодежь города Орска на 2008-2010 годы» исполнение составило 572,1 тыс. руб., или 55% от предусмотренных программой.
В нарушение статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», не правомерно списаны денежные средства в сумме 3000 руб. с подотчетного лица. В нарушение пункта 155 Приказа Минфина РФ от 10 февраля 2006 г. N 25 "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" не соблюдались сроки возврата в кассу денежных средств оставшихся на остатках после сдачи авансового отчета.
7. По заданию председателя Орского городского Совета депутатов проведена проверка в МУП «УК Советская» данных изложенных в коллективном письме жильцов, переданного через доверенное лицо Журкина В.И. о незаконном применении тарифа по оплате расходов, связанных с проведением капитального ремонта и отсутствие капитального ремонта в жилом доме, находящемся по адресу: Орский проспект дом 25.
Проведенной проверкой нарушений правильности применения тарифов не установлено. Однако установлено нарушение правил и норм технической эксплуатации нежилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года. Так обслуживающая организация (по договору с МУП «УК Советская») вела журнал регистрации результатов осмотров жилого дома с нарушением установленной формы. Не устранялись дефекты, отмеченные в журнале регистрации. Осмотр жилого фонда проводился не комиссионно, а одним специалистом обслуживающей организации. С момента ввода жилого дома (1979 год) не проводился капитальный ремонт.
8. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города за 2007 год включила в себя проверку годовой бюджетной отчетности за 2007 год у 20 главных администраторов бюджетных средств, саму проверку отчета и проекта решения об исполнении бюджета города за 2007 год.
Проверкой установлено:
• в нарушение статьи 264.2 Бюджетного кодекса РФ и инструкции «О порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (приказ Министерства Финансов России от 24.08.2007 года №72-н) не представлена в финансовое управление и на проверку годовая бюджетная отчетность главными распорядителями бюджетных средств УВД г. Орска и избирательной комиссией г. Орска. Администрация города Орска составила и представила бюджетную отчетность в Финансовый орган и для проверки в контрольно – счетную палату города Орска бюджетную отчетность не в полном объеме (без данных МУ «Орский бизнес инкубатор» и «Управление по гражданской защиты).
• у всех главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов (имеющих приносящую доход деятельность) в бюджетной отчетности отражены показатели без учета деления на бюджетную и приносящую доход деятельности.
• отмечены нарушения в заполнении и оформлении форм бюджетной отчетности.
Результаты проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств вошли в проверку годовой отчетности по исполнению бюджета города за 2007 год.
Проверкой годового отчета по исполнению бюджета установлено:
уменьшение в целом плановых показателей по расходам, утвержденным финансовым управлением в сводной бюджетной росписи на сумму 6285,0 тыс. руб., произведено в соответствии с правом Финансового управления Администрации г. Орска предоставленном Орским городским советом депутатов в пункте 20 Решения Орского городского Совета депутатов «О бюджете города на 2007 год» от 13.12.06г. № 18-243/242, но не утверждено на Орском городском Совете депутатов до установленного законом срока 31.12.2007г.
9. В целях контроля исполнения представлений направленных за 2007 год проведена проверка в УЖКХ Администрации города Орска. Установлено частичное выполнение представления. В УЖКХ Администрации города Орска направлено письмо о дальнейшей работе по полному выполнению требований контрольно – счетной палаты города Орска.
По результатам всех проведенных контрольных мероприятий, в целях устранения нарушений и принятия мер по более эффективному использованию муниципальной собственности председателем контрольно – счетной платой даны руководителям проверяемых учреждений соответствующие представления. В 2008 году выдано 6 представлений и в январе 2009 выдано 1 представление. Исполнение всех представлений находится на контроле. В течении года руководителями проверяемых учреждений представлены отчеты о выполнении выданных представлений.
Проведенными экспертизами 105 проектов решений Орского городского Совета депутатов в 30 проектах решений (28%) отмечены отклонения и несоответствия 36 требованиям бюджетного законодательства, Федеральному и областному законодательству, нормативно – правовым актам муниципалитета. По результатам всех экспертиз проектов решений подготовлены заключения в соответствии с Регламентом контрольно – счетной палаты города Орска и направлены в Орский городской Совет депутатов и Администрацию города Орска.
Информационное обеспечение деятельности
Информация о результатах контрольных мероприятий своевременно представлялась в Орский городской Совет депутатов и главе города Орска.
В соответствии с указанием прокуратуры Ленинского района города Орска, материалы проверки направлялись в прокуратуру Ленинского района города Орска в установленные сроки.
Для обнародования в соответствии с требованиями статьи 38 Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003года результаты контрольных мероприятий опубликованы в газете Орск официальный №32, 41, 42 и в Орской газете №119, а также на сайте администрации города Орска в разделе «Контрольно – счетная палата».
В I квартале 2008 года подготовлен и утвержден на городском Совете депутатов решением Орского городского Совета депутатов №35/552 от 10.04.2008г., отчет о деятельности контрольно – счетной палаты города Орска за 2007 год.
Организационно – методическая деятельность
Кроме ревизионной, экспертной и аналитической работы контрольно – счетная палата участвовала в работе:
- Орского городского Совета депутатов,
- комиссий городского Совета депутатов,
- в расширенных аппаратных совещаниях главы города,
- комиссий по рассмотрению предложений изменений в Устав города,
- комиссий по анализу собираемости единого налога на вмененный доход, Общегородского Совета по разработке стратегии развития города Орска, областных конференциях для руководителей представительных и контрольных органов Оренбургской области.
В IV квартале 2008 года подготовлен и утвержден на заседании Орского городского Совета депутатов план работы контрольно – счетной палаты города Орска на 2009 год (решение Орского городского Совета депутатов от 17.12.2008 года №44-758).
Кадровое и материально – техническое обеспечение
В 2008 году контрольно – счетная палата города Орска продолжала уделять внимание профессиональной подготовке сотрудников. Инспектор Козлова А.Ю. прошла обучение в сентябре 2008 года на курсах повышения квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в городе Москва. Сотрудниками контрольно – счетной палаты города Орска постоянно изучается федеральное и областное законодательство, нормативно – правовые акты органов местного самоуправления города Орска, опыт работы других контрольно – счетных органов.
Материально – техническое состояние контрольно – счетной палаты города Орска позволило обеспечить работу аппарата контрольно – счетной палаты города Орска в отчетном году.
В 2008 году из городского бюджета на содержание контрольно – счетной палаты города Орска израсходовано 1836,0 тыс. рублей, или 99% от запланированных средств.
В целях контроля сохранности материальных средств контрольно – счетной палаты города Орска, в декабре 2008 года комиссией проведена инвентаризация товарно – материальных ценностей. Отклонений не установлено.
Прочая деятельность
В целях обеспечения дальнейшего совершенствования работы, будучи учредителем Союза муниципальных контрольно – счетных органов Российской Федерации (далее Союза МКСО РФ) контрольно – счетная палата города Орска приняла участие в работе VIII конференции Союза МКСО РФ городе Белгороде. На конференции председатель контрольно – счетной палаты города Орска был избран в члены Президиума Союза с закреплением обязанностей по вопросам методического обеспечения деятельности МКСО, подготовки и переподготовки кадров.
В ноябре 2008 года на конференции руководителей представительных и контрольно – счетных органов Оренбургской области контрольно – счетной палатой города Орска подписано соглашение о создании
Ассоциации контрольно – счетных органов Оренбургской области (далее Ассоциация КСООО). Председатель контрольно – счетной палаты города Орска избран в члены президиума Ассоциации КСООО.
В декабре 2008 года членами президиума Ассоциации КСООО утвержден план работы на 2009 год с определенными задачами перед контрольно – четной палатой города Орска.